пятница, 10 ноября 2017 г.

О Светлых, Темных и прочих Иных


Книги А. Шушпанова из серии «Дозоры».

Картинки по запросу

Сериалы давно и прочно вошли в нашу жизнь. Причем, не только сериалы телевизионные, но и литературные. По мотивам разнообразных авторских вселенных пишутся целые серии книг. Это удобно обеим сторонам: молодые (и не очень) авторы получают в свое распоряжение уже готовый литературный мир. Им остается только наполнить его своими действиями и героями, вписавшись в уже существующие декорации. А автор получает дополнительную раскрутку своих произведений.
Такое соавторство становится все более популярным. Не всегда оно идет на пользу произведениям: последующие книги серии часто выглядят как не очень удачные фанфики «по мотивам», не у всех авторов хватает таланта не опустить планку произведений. А кто-то явно пишет, надеясь на хороший гонорар из-за раскрученного имени на обложке.
Некоторые авторы категорически против такого «раскручивания» своей вселенной, но этот прием становится все более популярным. Вот и С.Лукьяненко дал добро на разработку благодатной темы дозоров. В «дозорной» серии вышло уже больше десятка романов, первые в соавторстве с Лукьяненко, последующие уже вполне самостоятельные произведения. Далеко не все романы действительно поднялись над уровнем фанфиков, но некоторым авторам это удалось. Можно сказать, что у них получаются вполне самостоятельные и оригинальные произведения.

Знакомьтесь: Аркадий Шушпанов.
У А. Шушпанова уже вышли три книги на тему Дозоров. Причем, что интересно, с педагогическим уклоном. В первой книге «Школьный надзор, написанной в соавторстве с С.Лукьяненко, рассказывается о школе для детей-Иных. Понятно, что если в интернат собрать Иных разных видов и оттенков, конфликты неизбежны. Что и случилось.
Положительные моменты.
Книга оригинальная, написана неплохо, хотя отдельные критики и ругают ее за тяжеловесный язык. Возможно и тяжеловесный, это уж как кому нравится. Но сюжет хорошо закручен, интересны подробности жизни и быта Иных. Разумеется, много отсылок к другим книгам серии, что вполне естественно и сюжет не портят. Книгу вполне можно читать как самостоятельное произведение и не выискивать в тексте: а где же тут кусок, написанный самим Лукьяненко? И главный герой учитель Дреер вполне себе герой, умный, волевой, проницательный. Интересный нюанс, о котором говорит сам автор – много книг о волшебных школах, но все они написаны с точки зрения учеников. А здесь главный персонаж – учитель.
То, что он быстро «прокачал» свою силу и поднялся на несколько ступеней очень быстро – вовсе не является отрицательным моментом. В предыдущих книгах самого Мэтра мы это уже наблюдали.
Моменты отрицательные.
А вот здесь хочу сказать, что именно не нравится вообще в дозорной серии, изначально – размытая этика. Не поймешь у Лукьяненко, где хорошо, а где плохо, можно и так посмотреть, и этак. И вообще хоть задом наперед. Так легко оправдать все, от подлости до убийства. Да, жизнь многогранна, но все-таки, все-таки…
 Зато имеется жесткая предопределенность с «цветом» - встал не с той ноги, зашел в первый раз в Сумрак, и пожалуйста, стал Темным на всю жизнь. Кстати, против такой предопределенности и восставали некоторые ученики в книге. И пытались бороться в меру своих сил.

Книгу «Школьный надзор» оценивали достаточно жестко, потому как она была одной из первых в межавторской серии. Читатели хотели, чтобы планка произведений не понижалась, а «дозорная серия» не превращалась в серию фанфиков. И некоторые шероховатости и ляпы действительно имели место, хотя, на мой взгляд, можно книгу как следует отредактировать да и переиздать.

Картинки по запросу
 Во второй книге серии «Теневой Дозор» мы снова встречаемся с Дмитрием Дреером, который уже не учитель, а Инквизитор.  
Положительные моменты книги.
В наше время нередко получается. Что после первой удачной книги последующие получаются намного хуже и слабее. Но здесь, к счастью, не тот случай. Вторя книга получилась не хуже, а, возможно, даже и лучше первой.
 Многие критики пишут, что автор поленился создавать новых персонажей и новые декорации, взял все готовое, придуманное до него. Поэтому в этой истории мы встречаем множество уже давно известных героев, живых и ушедших. Но, на мой взгляд, именно этот момент является как раз достоинством – интересно же узнать, как сложилась «посмертная» судьба некоторых  полюбившихся героев. И детали Сумрака тоже описаны весьма подробно. А еще среди здешних Иных встречаются люди, знакомые нам по истории и литературе. Весьма неплохой сюжетный ход, на мой взгляд, хотя этот момент тоже усиленно критикуют. Мол, напихали в Иные всех, кто хоть сколько-нибудь отметился в истории. А почему бы и нет? Вот тут уж точно дело вкуса, мне лично такой ход понравился, интересно было увидеть среди Иных некоторые знакомые литературно-исторические персонажи. А кого именно – не скажу, пусть это для вас окажется сюрпризом. Приятным или нет, решать вам.
Книга рассказывает о событиях «Последнего Дозора» с другой стороны, очень неплохо вписываясь в лукьяненковскую дозорную вселенную. Получился интересный достойный роман.
Да и вообще интрига в книге закручена мастерски, не хуже, чем у мэтра Лукьяненко, если кому-то хочется сравнивать. Главное, что все в итоге получили заслуженное, что справедливо. Правда герой серьезно пострадал, но впереди еще один роман, возможно, все можно будет исправить.
Отрицательные моменты.
Ну, не верю я в мотив главного злодея, не верю, как говорил Станиславский. Неубедительно, непонятно, ради чего он столько столетий все городил. Кто главный злодей – тоже не скажу, равно как и про его мотивы. Прочитайте, составьте собственное мнение.
Мелкие нестыковки в сюжете тоже присутствуют, но это можно отнести к плохой редактуре, халтурят теперь редакторы и корректоры, халтурят. А еще нестыковки появляются из-за того, что серия-то не закончилась к началу межавторских романов, не застыла. И сам отец-основатель уже успел внести последними книгами немало корректировок в собственный мир, сиречь путаницы. Думаю, внимательные читатели и сами давно заметили, что постулаты из «Шестого дозора» противоречат первым книгам серии. Некоторые собственные каноны и законы Лукьяненко пересмотрел, перевернул, а соавторы, уже начав писать свои романы, не успели подкорректировать изменившуюся реальность. Так что вышло, как уж вышло.

Словом, есть ли эти нестыковки или ляпы – вопрос дискуссионный, мне как-то читать не помешали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий