https://darkermagazine.ru/page/jagra-v-jashhera
Зачем дети играют в
игры? Взрослые, вырастая, редко об этом задумываются. Ну, играли и играли, надо
же было чем-то заниматься.
А между тем, детские
игры – важнейшая составляющая жизни ребенка. Где маленькому человеку учиться
взаимодействовать с окружающим миром? Прежде всего, через игры со сверстниками.
Тут дети учатся
ловкости, смекалке, умению действовать в коллективе и многому другому. Игры
развивают мышление, ловкость, передают опыт от более старших к более младшим.
Но не только этим
ограничиваются детские игры. В них издавна отражалась вся жизнь общины.
История детских игр
Раньше детей
практически не ограничивали от участия в жизни общества, да и невозможно это
было сделать. С самого раннего детства ребенок наблюдал вокруг проявление
взрослой жизни: работа по хозяйству, охота или земледелие, свадьбы и похороны.
Все это естественным образом отражалось и в детских играх.
Даже и сейчас дети еще
играют в дочки-матери или другие предметные игры, подражая взрослым. Точно так
же отражались в игровой форме и другие стороны жизни, обрядовые.
В традиционном обществе
никто не обращал внимания, во что именно играют дети, исследовать этот феномен
начали позже, когда традиционное общество стало меняться и уходить. Тогда же
исследователи занялись и народным фольклором.
И нашли прямую связь
древних обрядов, уже ушедших из обихода взрослых, с распространенными детскими
играми. В детских считалках и песенках обнаружились отголоски старинных
заклинаний. Некоторые игры копируют древние обычаи, хотя сами дети об этом и не
подозревают, да и взрослые давно забыли.
Так что игры оказались
совсем не такими простыми, как о них можно подумать. И обряды, сохранившиеся у
детей в игровой форме, изначально выполняли совершенно определенные функции. Например,
выбор невесты или жениха, сватовство. Или более мрачный обряд – человеческое
жертвоприношение.
Немного о жертвоприношениях
Жертвовать богам или
духам – давний обычай. Можно ужасаться такому обычаю, но что поделать,
жертвоприношения были распространены повсюду, только со временем они сходили на
нет. И сейчас богам приносят жертвы, не всегда материальные, например, обет
что-то сделать, пожертвовать на строительство церкви и т.д. индуисты приносят
своим богам цветы, масло и тому подобное.
Со временем настоящие,
кровавые жертвы заменялись на имитацию, вместо реальных предметов приносили их
изображения, вместо человеческих жертв – символические, в виде чучела. В
некотором роде «жертва понарошку».
Но в древности все было
на полном серьезе. Если надо задобрить божество, делай, как положено, приноси
жертвы, угодные именно ему, иначе не получишь нужного результата. Или вообще
никакого.
Самые могучие боги были
и самыми кровожадными. Если нужна их помощь, то тут уж без ритуального убийства
никак не обойтись. Иногда можно принести в жертву животное, но в самом сложном
случае приходилось убивать человека.
Кого выбирали в жертву
и когда именно – нам доподлинно уже не узнать. Например, племя кхонда в Индии
всегда приносило в жертву ребенка на вспаханном поле, чтобы был хороший урожай.
Ребенка покупали у соседних племен. Британские колонизаторы не смогли
уничтожить этот обычай, т.к. племя живет в труднодоступных местах.
Поговаривают, что обычай жив и поныне…
Легенды о том, что злой
ящер или змей, он же дракон похищает девушку или ему ее приносят в жертву
добровольно, очень распространены. На Руси немало сказок с таким сюжетом.
Игра в Ящера
Разумеется,
реконструировать какой-то ритуал или обычай со стопроцентной точностью теперь
не удастся, тут мы вступаем на зыбкую почву догадок и предположений. Но и по
сохранившимся косвенным свидетельствам можно довольно полно воскресить картину
минувших эпох.
Академик Рыбаков в
своей книге о язычестве высказал предположение, что известная детская «игра в
Яшу» восходит к древнему ритуалу человеческого жертвоприношения подземному (или
подводному) богу Ящеру. Игра была распространена в России, Украине и
Белоруссии, сохранялась еще в начале 20 века.
Академика упрекали в
том, что он, что называется, притягивает многие свои выводы «за уши». Но, тем
не менее, в фольклоре и в истории сохранилось немало свидетельств в пользу его
теории.
Смысл самой игры
заключается в следующем. В центр садится мальчик, иногда с завязанными глазами,
девочки водят вокруг него хоровод и поют песенку.
Сиди,
сиди, Яша,
Под
ореховым кустом.
Грызи,
грызи, Яша,
Орешки
каленые
Милому
дареные.
Потом, когда хоровод
остановится, мальчик выбирает себе «невесту». Например, должен узнать девочку с
завязанными глазами. Или забрать у нее венок, а «невеста» должна его
«выкупить».
Игра имеет разные
вариации, но смысл в одном – «Яша» должен выбрать себе невесту. А причем тут
Ящер, может, дело просто в созвучной форме? Нет, не только.
Само имя Ящер
сохранилось в белорусском варианте песни:
«Сяде
Ящер под пирялущем
На ореховом кусте,
Где ореховая лусна...
(Жанитися хочу!)
Возьми себе девку,
Котораю хочешь…»
Согласитесь,
аналогия с жертвоприношением змею-ящеру вполне просматривается.
Подтвердить, что в
древности люди нередко приносили жертвы Ящерам/Змеям и Драконам, причем не
всегда добровольно, могут многочисленные сказки и народные песни. В
белорусском, опять же, фольклоре сохранилась песня о том, как злой цмок, т.е.
змей, требовал себе человеческую жертву.
Даўно,
даўно тое было -
Кругом зямлi
мора лягло.
А ў моры тым
жыў люты цмок,
Штодня збiраў
з людзей аброк.
Давалi цмоку
ды аброку -
На кожны двор
па чалавеку.
Аддалi ўжо з
кожнага двара,
Прыйшла пара
ды й на цара.
- Цару, цару,
прыбiрайся,
Цi сам iдзi,
цi жонку шлi!
Жану сваю
пашкадаваў,
Дачку-красу к
мору паслаў.
Со временем нравы
менялись, на Руси и в Европе, по крайней мере. Человеческие жертвы начали
заменять на имитацию – чучело, куклы и тому подобное. Освободить девушку,
предназначенную в жертву, стало считаться подвигом, что отразилось в народных
сказках.
Современные
родители могут задать вопрос: а разве дети принимали участие в кровавых
жертвоприношениях? Это сейчас общество старается оградить своих маленьких
членов от страшных и травмирующих ситуаций.
В древности все
было иначе, дети принимали участие во
всех посильных делах взрослых. А насчет кровавого обряда… так даже в
просвещенной Европе уже 18 века люди массово шли смотреть на публичную казнь и
детей с собой брали. И не видели в этом ничего особо шокирующего. Так,
интересное зрелище.
Дети были в курсе
всех аспектов жизни и копировали все действия взрослых как умели.
Так
что не простое это дело, детские игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий